Метод успешно используется для достижения нескольких целей.
Во-первых, чтобы вовлечь участников в совместную деятельность, в предметные обсуждения и дискуссии.
Во-вторых, чтобы раскрыть те знания, которыми участники, безусловно, обладают, но которые, по каким-то причинам, либо не вербализованы, не записаны, либо даже не осознаются участниками (так называемые, «скрытые знания»). Эти знания могут касаться как особенностей работы самой компании, так и рынков на которых она работает. Да и вообще, мало ли что полезное для обсуждаемого вопроса участники знают ?
В-третьих, метод очень хорош, чтобы по-новому посмотреть на знакомую ситуацию, проблему, решение. Для того, чтобы перевернуть привычный взгляд на вещи и обнаружить скрытые возможности там, где раньше они были незаметны.
Метод LEGO® SERIOUS PLAY® может быть использован в большом диапазоне ситуаций, например:
В зависимости от решаемой задачи, метод может быть полезен разным целевым группам:
Cвернуть
Этап 1: постановка вопроса.
Фасилитатор формулирует задачу для участников таким образом, чтобы она провоцировала их начать диалог и активное обсуждение. После этого фасилитатор просит участников с помощью деталей LEGO® построить модель на основе своих мыслей и идей по отношению к поставленной задаче.
К формулировке задачи необходимо подойти максимально ответственно, так как от задачи зависит, какой опыт и знания получат участники в конечном итоге.
Этап 2: конструирование.
На этом этапе участники приступают к работе с LEGO®. Они начинают «строить» свою реакцию на заданный вопрос.
У участников появляется возможность «думать своими руками». Использование осязаемых объемных моделей, отражающих мысли участников и отношение к проблеме, открывает доступ к знаниям и опыту, находящимся в них самих и катализирует создание новых идей.
Этап 3: обсуждение.
Основная идея этого этапа состоит в том, что участники делятся своими мыслями и рассказывают друг другу о смыслах, которые они вкладывали, создавая свои модели.
Очень важно, чтобы каждый рассказал о своей модели и поделился отношением к ней, так как во время рассказа участники лучше исследуют себя и свои способы выражения отношения к проблеме. Не существует единственного верного ответа. Каждый имеет свое видение ситуации, и это ценно! Процесс позволяет «вытащить» самые разные оценки и точки зрения на ситуацию.
Слушатели также имеют возможность глубже понять то, что пытался выразить рассказчик своей моделью. Фасилитатор играет очень важную роль на данном этапе, задавая нужные вопросы и помогая участникам больше раскрыться. Каждый рассказывает о своих мыслях и каждый слушает рассказы коллег. Это необходимо для достижения целей LSP: дать каждому возможность поделиться своим мнением в конструктивном контексте и услышать видения остальных на обсуждаемую проблему.
С одной стороны, это позволяет видеть общее понимание ситуации в группе. С другой стороны, это может послужить хорошим стартом для сотрудников, которым есть что сказать и чем поделиться во время сессии. Впоследствии это поможет им найти наилучшее решение заданной проблеме.
Этап 4: рефлексия.
В ходе игры участники не принимают решений, а только «создают» и обсуждают модели.
Но после окончания игрового процесса очень важно «заземлить» наработанный материал.
В ходе завершающего этапа участники имеют возможность понять, каким образом полученные идеи соотносятся с их реальной практикой – формируют план действий, список инициатив и проектов, которые они хотят инициировать по результатам сессии игры в LEGO®.